Как ухаживать за ребенком-инвалидом? Для этого нужно соблюсти ряд правил: обеспечить специальными средствами реабилитации, выполнять предписанные медицинские процедуры, организовать обучение и досуг.
На что обратить внимание? Важно иметь правильный психологический настрой, который поможет не избаловать ребенка-инвалида и не впасть в отчаяние его родителям. Помимо этого, стоит разобраться в механизме получения средств для ухода и реабилитации от государства.
В этой статье:
- Общие правила по уходу за ребенком-инвалидом
- Психологические рекомендации по уходу за ребенком-инвалидом
- Виды ухода за ребенком-инвалидом
- Варианты обучения для детей-инвалидов
- Хобби для детей-инвалидов
- Технические средства для ухода за детьми-инвалидами
- Как получить техсредства для ребенка-инвалида
- Часто задаваемые вопросы об уходе за детьми-инвалидами
Общие правила по уходу за ребенком-инвалидом
Недомогание находит отражение не только в физическом состоянии больного, но и в психическом. Человек, который страдает заболеванием, приведшим к инвалидности, часто испытывает различные негативные эмоции. Опекуну важно выслушать больного и проявить терпение — в противном случае возможны ссоры и переживания для обеих сторон.
Как ухаживать за ребенком-инвалидом? Вот несколько простых и эффективных советов, которые помогут установить дружеские и доверительные взаимоотношения с ребенком-инвалидом:
- Проявите доброту и искренность. Помните, что больному и так тяжело и он нуждается в еще большем количестве сил, чтобы перенести все испытания.
- Постарайтесь расширить круг общения подопечного. Например, можно найти ему новых собеседников, записать в кружки и пр.
- Поинтересуйтесь мечтами, планами и пожеланиями больного. Общение на интересующие его темы помогут отвлечь инвалида от негативных мыслей.
- Приведите больного в надлежащий вид. Например, можно нанести легкий макияж, сделать простую прическу и пр.
- Создайте в доме позитивный настрой.
Что? |
Как? |
Помещение |
Интерьер должен быть оформлен в светлых и ярких тонах, а кровать расположен как можно ближе к окну. |
Мебель |
Все необходимые предметы нужно расположить таким образом, чтобы больной мог свободно достать их. Отличный вариант — покупка специальной ширмы. |
Чистота |
Каждый день нужно проводить влажную уборку. Также необходимо закупить достаточное количество чистого постельного белья. |
Доступ к необходимым предметам |
У инвалида под рукой обязательно должен быть стакан с чистой питьевой водой, мобильный телефон и достаточное количество салфеток. |
Желательно приобрести |
Специальный столик рядом с кроватью, чтобы инвалиду было удобно принимать пищу. Также необходимо закупить любимые продукты и специальный таз для мытья. |
Психологические рекомендации по уходу за ребенком-инвалидом
Семья играет очень большую роль в становлении ребенка-инвалида как личности. Нужно сделать все необходимое, чтобы устранить негативное влияние болезни на психологическое состояние ребенка.
Родители являются одними из ключевых участников в жизни больного ребенка, особенно, если инвалид по каким-то причинам не посещает школу. Важно помнить, что ребенок должен быть включен в повседневную жизнь семьи. Необходимо стимулировать, чтобы он учился самостоятельно обслуживать себя, одеваться, быть опрятным и пр. Также важно поручить ребенку некоторые дела по дому, например, накрыть на стол. Тогда инвалид почувствует свою значимость в семье, и у него будет уверенность в своих силах.
Правильное отношение в ребенку-инвалиду — это когда родители сочетают умеренную требовательность с опекунством. К сожалению, в некоторых семьях наблюдается гиперопека — когда мать пытается все сделать за ребенка, отгородив его от дел, которые могут причинить неприятность. В таких семьях ребенок-инвалид, как правило, растет замкнутым, неуверенным в себе, изолированным от внешнего мира.
Виды ухода за ребенком-инвалидом
- Медицинская реабилитация.
Сюда входит комплекс медицинских процедур и мероприятий, которые направлены на восстановление утраченных функций организма или замедление прогрессирования заболевания. В ходе реабилитации ребенок заново учится самостоятельности, занимается необходимыми физическими упражнениями. Также пациент проходит курс лечебной терапии, которая направлена на восстановление физиологических функций.
- Психологическая реабилитация.
В эту категорию входят процедуры, которые направлены на воздействие психологической составляющей личности. Так, специалист помогает маленькому пациенту избавиться от нежелательных и вредных установок, неуверенности в себе, чувства страха и тревоги. Данная процедура выстраивается в специально подобранной форме — например, это может быть досуг, общение или диспансеризация.
- Педагогическая реабилитация.
В эту группу относят комплекс мероприятий образовательно-воспитательного характера, в ходе которых ребенок развивает необходимые навыки (например, учится самостоятельно обслуживать себя), а также получает школьное образование. Специалист в ходе педагогической реабилитации учит пациента быть уверенным в себе и ощущать себя как полноценного человека.
- Социально-экономическая реабилитация.
Здесь предполагается помощь со стороны государства или бюджетных структур, в ходе которой ребенок получает жилье, материальное обеспечение и прочее.
- Профессиональная реабилитация.
Данное направление помогает ребенку найти свое призвание в жизни, правильно подобрать профессию. Специалисты также учат инвалида базовым навыкам труда.
- Бытовая реабилитация.
В рамках данной процедуры ребенок получает необходимые протезы или иные средства, которые позволяют самостоятельно проживать полноценную жизнь в быту.
- Спортивная и творческая реабилитация.
Она поощряет ребенка-инвалида участвовать в спортивных мероприятиях, в художественных выставках и пр. Такие активности помогают ребенку быстрее преодолевать барьеры, а также улучшить физическое и психическое здоровье.
Варианты обучения детей-инвалидов
Как ухаживать за ребенком-инвалидом, если настало время выбрать оптимальную методику обучения? Рекомендуется получить консультацию у специалиста, который учтет все особенности ребенка-инвалида, после чего подберет подходящий способ обучения.
Специализированные школы-интернаты
Специалисты рекомендуют обязательно отдавать детей в школы вне зависимости от их особенностей. Это способствует более ускоренной адаптации инвалида к обществу.
Вот основные преимущества обучения в специализированных школах-интернатах:
- Дети быстрее проходят процесс адаптации, получают необходимые знания о социуме и окружающей среде.
- После обучения ребенок получает документ государственного образца, а значит может сдать экзамены и поступить в любой российский вуз.
- Требования в таких школах встраиваются в зависимости от возможностей детей.
Обучение на дому
Образование в специализированных учреждениях имеет массу преимуществ. Однако все же бывают ситуации, когда ребенку лучше обеспечить домашнее образование. Например, из-за большого расстояния до школы, слабого организма инвалида и пр.
Вот основные преимущества домашнего обучения:
- Ребенок не испытывает давления и не получает указаний со стороны учителей. Он проходит обучение в родной для него обстановке и в комфортном темпе.
- Программа обучение подбирается индивидуально для конкретного ребенка с учетом его особенностей.
- Домашнее обучение очень гибкое. При необходимости ребенок может периодически посещать школу, дополнительные секции и кружки.
- В домашнем образовании весь учебный процесс устанавливается школой. Последняя подбирает для ребенка преподавателей, назначает программу и пр.
Семейное обучение
Данная методика обучения предполагает получение образования вне учебных заведений. В роли преподавателей и воспитателей выступают сами родители.
Вот основные преимущества семейного образования:
- Предлагается полная свобода в вопросах выбора программы и методик обучения.
- Можно самостоятельно подобрать оптимальный для ребенка график учебы.
- Родители также могут получить компенсационные за расходы, понесенные за обучение ребенка-инвалида. Для этого необходимо обратиться с заявлением в органы местного самоуправления.
Хобби для детей-инвалидов
Детям с инвалидностью важно иметь собственное хобби или какое-нибудь увлечение. Это позволяет им жить насыщенной жизнью и чувствовать себя причастным к чему-то важному и особенному. Вот список самых популярных хобби для ребенка-инвалида:
Рукоделие
С помощью творчества дети могут поделиться с миром своими переживаниями, чувствами и мыслями. Помимо этого, сегодня существует множество специализированных заведений, в которых предлагается обучение детей творческим навыкам.
Вот самые распространенные творческие занятия на сегодня:
- Скрапбукинг — несложное занятие, суть которого заключается в оформлении дневников, блокнотов и книг.
- Квиллинг — изготовление специальных поделок из полосок бумаги, скрученных в спираль.
- Лепка — отличается доступностью, так как можно использовать любой материал: пластилин, глину и пр.
- Фелтинг — валяние изделий с использованием шерсти.
- Мыловарение — очень интересное занятие, которое развивает моторику рук и фантазию ребенка.
Рисование
Изобразительное искусство — это эффективный способ самовыразиться и развить свои художественные навыки. Через рисунки и образы ребенок может донести до мира свои мысли, переживания и идеи. На сегодня существуют специальные курсы арт-терапии, которые спроектированы специально для детей с инвалидностью.
Спорт
Речь идет именно об адаптивном спорте. Во многих городах РФ уже есть большое количество кружков и секций, в которых дети с инвалидностью могут заниматься подходящими видами спорта, исходя из своих возможностей.
Музыка
Очень широкое направление, которое также поможет ребенку развить внутренний мир и заявить о своих художественных способностях. Дети могут заняться игрой на инструментах, пением или просто прослушиванием музыки.
Чтение
Чтение большого количества художественных книг позволяет ребенку развить эмпатию, обогатить словарный запас, стать грамотным и воспитанным.
При необходимости дети могут читать и специализированные энциклопедии. Такие книги позволяют ребенку познать окружающий мир, стать эрудированным.
Игры
Компьютерные игры также могут стать отличным досугом для ребенка-инвалида. В них он может проявить себя по полной. Также видеоигры позволяют инвалидам развить скорость реакций, строить стратегии, мыслить более глобально.
Кулинария
Данное хобби способствует развитию мелкой моторики рук и пространственное мышление.
Технические средства для ухода за детьми-инвалидами
Как ухаживать за ребенком-инвалидом и какие технические средства облегчат этот процесс? Выбор на рынке очень большой, а подбор осуществляется исходя из особенностей больного.
К техническим средствам для инвалидов относятся любые предметы, которые предназначены для маломобильных или немобильных людей.
Вот наиболее распространенные группы таких средств:
- Инструменты для передвижения. В эту группу входят ходунки, специальные кресла-коляски и пр.
- Протезы и ортезы. Сюда относятся специальные приспособления, которые встраиваются в тело человека и заменяют собой поврежденные части.
- Средства для людей с нарушением или отсутствием зрения. Сюда относятся устройства с голосовой функцией, специальные сигнализаторы и пр.
- Антипролежневые средства. В эту категорию можно отнести противопролежневые матрасы.
- Кровать. Существуют специальные медицинские кровати, которые обладают специальными функциями: поворот платформы, наклон, кардио-функция, возможность управления с пульта и пр.
- Средства для мытья. В этой категории есть множество полезных приспособлений, в числе которых можно назвать сиденье для ванны, складную ванну-простыню и пр.
Как получить техсредства для ребенка-инвалида
Чтобы бесплатно получить необходимый набор технических средств, у ребенка обязательно должна быть ИПР. В этом случае можно обратиться в Соцфонд РФ со списком документов:
- Свидетельство о рождении ребенка.
- Паспорт представителя ребенка-инвалида.
- Заключение врача, которое подтверждает необходимость установки протезов.
- ИПР для ребенка.
- СНИЛС.
- Справку с места регистрации или фактического проживания.
Если потребуется изготовить протезы для ребенка, необходимо помнить о следующих моментах:
- Ребенок должен лично присутствовать на осмотре, так как для изготовления протеза нужно снять его параметры.
- Если инвалид живет в другом городе, то проезд будет бесплатным.
- Если требуются амбулаторные условия, то ребенок и его представитель могут прожить бесплатно в течение всего срока изготовления протеза (при наличии ИПР).
- Если представитель изготовил протез за собственные средства, то впоследствии он может обратиться в Социальный фонд и получить компенсацию.
В некоторых случаях может потребоваться направление ребенка на медицинскую экспертизу, чтобы установить необходимость ношения протезов.
Для инвалидов с пожизненной группой инвалидности и детей-инвалидов до 18 лет, у которых имеется индивидуальная программа реабилитации, для определения потребности в технических средствах реабилитации или для корректировки обеспечения ребенка-инвалида техническими средствами реабилитации может потребоваться направление на медико-социальную экспертизу от органов социальной защиты населения.
Часто задаваемые вопросы об уходе за детьми-инвалидами
Можно ли вместо технических средств реабилитации получить деньги на приобретение соответствующих средств?
Да, можно. В каждом регионе действуют свои программы, в рамках которых представители детей-инвалидов могут получить материальное обеспечение или непосредственно технические средства реабилитации.
Могут ли компенсировать средства, если родители инвалида купили технические средства за свой счет?
Да, можно. Для этого необходимо обратиться с подтверждающими документами в Социальный фонд РФ. Данная программа доступна только в том случае, если имеется ИПР.
Что делать, если техническое средство реабилитации пришло в негодность?
Ремонт в этом случае производится бесплатно. Однако перед этим необходимо провести техническую экспертизу, чтобы установить причину поломки.
Итак, как ухаживать за ребенком-инвалидом? В этом деле необходимо учесть все составляющие для комплексного подхода. Важно записать ребенка на все типы реабилитации (включая медицинскую), обеспечить комфортную атмосферу в доме, организовать эффективное обучение (в школе или специальных учреждениях).
Имеются противопоказания, необходимо ознакомиться с инструкцией по применению или проконсультироваться со специалистом.
Используемые источники
- Самсонова В. О. Правовое регулирование труда лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами : дис. – Екатеринбург, 2019, 2019.
- Косова С. А., Модестов А. А., Намазова Л. С. Реабилитационная активность семей, как критерий эффективности медико-социальной помощи детям-инвалидам //Педиатрическая фармакология. – 2007. – Т. 4. – №. 6. – С. 34-37.
- Кулагина Е. В. Домашний труд по уходу за детьми-инвалидами: проблемы замещения на институциальном уровне //Журнал исследований социальной политики. – 2004. – Т. 2. – №. 1. – С. 75-90.