Для чего? Кресло-коляска является удобным средством для перемещения людей, не способных ходить. Может управляться сидящим в нем самостоятельно либо сопровождающим человеком.
Как выбрать? На выбор кресла-коляски влияют рост, вес, степень самостоятельности пациента, место использования (помещение или улица), стоимость.
В этой статье:
- Основные типы кресел-колясок
- Основные параметры и опции кресла-коляски
- Критерии выбора сиденья кресла-коляски
- Выбор колес на кресло-коляску
- Рама и вес кресла-коляски
- Подножки кресла-коляски
- Часто задаваемые вопросы о кресле-коляске
Основные типы кресел-колясок
Существует два основных типа кресел-колясок для инвалидов. Если человек не в состоянии самостоятельно передвигаться, ему для этого необходима помощь со стороны, то лучше купить кресло-каталку.
С помощью кресел-каталок инвалидов перевозят из одного места в другое, при этом человек находится в ней не так долго, только во время переезда.
Если же человек в состоянии самостоятельно управлять руками, пальцами, то для него лучше приобрести инвалидное кресло-коляску. У нее большие задние колеса (ручной или рычажной привод) или электропривод (у электрических кресел-колясок). Электроприводные коляски управляются с помощью пульта (джойстика) и работают на аккумуляторе. Несколько лет назад были придуманы кресла-коляски, работающие как с механическим приводом, так и с электрическим.
Кресла-коляски рассчитаны на то, что человек будет проводить в них много времени. Они необходимы для перемещения людей с ограниченной подвижностью в течение всего дня. В них можно выезжать на улицу, активно передвигаться в помещениях и т.д. Есть даже специальные коляски, которые созданы для занятий спортом. Это возможно благодаря особой конструкции, необычному положению колес и другим отклонениям от стандартного вида.
Конечно, для детей тоже предназначены отдельные кресла-коляски, созданные с учетом анатомического строения тела и возрастных особенностей. В них есть дополнительные приспособления, такие как ремни, абдукторы и прочее.
Поскольку кресло-коляска является неотъемлемой частью жизни человека с особенностями, нужно очень тщательно и придирчиво выбирать ее перед покупкой. Необходимо спросить доктора, возможно, он даст ценные указания для выбора подходящей модели. Важно выбрать качественное и надежное кресло, чтобы потом не возникло проблем с безопасностью или комфортом.
Основные параметры и опции кресла-коляски
Если большую часть времени транспортное средство будет использоваться в домашних условиях, то лучше выбрать коляску с литыми шинами (для гладких полов), а вот для перемещения по улицам города нужна коляска с пневматическими шинами (с улучшенной амортизацией). Кресло-коляска с электроприводом жизненно необходима тем, кто ведет активный образ жизни и часто перемещается от одного пункта назначения к другому.
Некоторые функции значительно облегчат жизнь не только инвалидам, но и их родственникам. К примеру, кому-то интересно наличие противоопрокидывающей системы, а для других важно иметь возможность перевозить на автомобиле эту коляску, а значит, нужно приобрести модель, которую можно компактно сложить, третьи вообще желают только электрическую кресло-коляску и никакую другую.
Нужно понимать, что при покупке фокус внимания должен сосредоточиться на функциональной составляющей коляски, а именно на том, как она может упростить жизнь пациента, быть полезной и эффективной в его положении. Посмотрите на следующие характеристики перед приобретением:
- Грузоподъемность кресла-коляски — если не учитывать вес пациента при выборе, то купленный предмет выйдет из срока гораздо быстрее, чем указано производителем.
- Собственный вес кресла-коляски — лучше выбрать ту, что имеет небольшой вес, если придется постоянно ее складывать для перевозки в машине, а также для облегчения преодоления пандусов самим пациентом.
- Вариации подлокотников (съемные/несъемные, откидные/фиксированные, регулируемые в высоту/нерегулируемые) — этот момент может оказаться принципиально важным, когда человек будет вынужден пересаживаться из транспортного средства в кресло или на диван с подлокотниками, на кровать с высоким или чрезмерно низким матрасом и т.д.;
- Наличие подножки (фиксированные/съемные, регулируемые по углу наклона и по высоте/нерегулируемые, складывающиеся/ не складывающиеся, с упорами для голеней или без них) — когда человек долго находится в сидячем положении, у него могут отекать ноги, сводить их, а потому важно наличие подножки для периодической смены положения ног.
- Высота спинки, наличие или отсутствие подголовника, разнообразных упоров и ограничителей — некоторые формы инвалидности требуют наличия этих деталей в кресле-коляске;
- Модификация спинки кресла (регулируемая /нерегулируемая по углу наклона, по высоте) — ряд пациентов просто не может долго пребывать в вертикальном положении, а потому им необходима удобная спинка для разгрузки всех мышц торса и правильного положения позвоночника.
- Прочие функциональные возможности.
Не только упомянутые характеристики важны при выборе коляски. Нужно учитывать возраст человека, имеющееся заболевание, какие-то его особые проявления или сопутствующие осложнения, физические возможности.
Внешние и внутренние габариты инвалидного транспорта также важны. Они должны позволять человеку с удобством располагаться в кресле, не сжимать его части тела, но и не быть чрезмерно большими, чтобы позволить ему без проблем передвигаться по улицам, проходить в двери комнат и т.д.
Критерии выбора сиденья кресла-коляски
Ширина сиденья кресла-коляски
Для подбора правильной ширины сиденья нужно померить расстояние с помощью сантиметровой ленты (по горизонтали) между наиболее выступающими точками бедер человека, при этом он должен сидеть. К полученной цифре следует добавить 5 см для удобной посадки, комфортного расположения ягодиц, исключения возможности появления пролежней, потертостей и т.п.
Слишком широкое сиденье может доставить определенный ряд проблем. Свободное положение будет искривлять позвоночник, заставит принять неестественную позу, что не всегда хорошо для внутренних органов. Чрезмерно широкое кресло будет мешать проходить в дверные проемы, да и инвалиду не всегда удобно иметь большое расстояние от пальцев руки до колес, если кресло передвигается не на автоматике, а силами человека.
К примеру, при ширине бедер в 43 см, сидение не должно быть шире 48 см. Еще можно проверить так: пациент, сидя в коляске, должен без проблем опускать ладони до упора в полотно сидения одновременно и справа, и слева. Конечно же, измерения нужно проводить в повседневной одежде, а не в утепленных штанах и дутой куртке, которые непременно добавят сантиметры.
Глубина сиденья кресла-коляски
Недостаточная глубина сиденья спровоцирует чрезмерное давление на область седалищных бугров, а также создает возможность непреднамеренного опрокидывания человека вперед из кресла при движении транспортного средства. Слишком большая глубина доставит не меньший дискомфорт, ведь так можно спровоцировать излишнее трение и давление в подколенной области, да и сама поза сидящего человека будет абсолютно ошибочна.
Для правильного замера глубины необходимо уточнить у пациента в сидячем положении расстояние от внутреннего сгиба колена вдоль бедра до края ягодицы (на уровне спины). Когда данные получены, нужно будет вычесть из них примерно 5 — 7,5 см. Например, человеку с замерами в 55 см нужно откинуть эти 6 см и получить верный результат глубины сиденья с медицинской точки зрения – 49 см.
Другая проверка (без измерительной ленты) тоже есть, она подходит для крайних случаев: человеку достаточно прикинуть расстояние между краем сиденья и подколенной областью. Если оно не превысило ширину 3-4 пальцев руки (примерно 5-7,5 см), то такая глубина вполне адекватна. В исключительных случаях можно отрегулировать глубину с помощью особой ортопедической подушки, прикрепленной к спинке кресла.
Высота сиденья кресла-коляски
Очень большая высота коляски мешает подъехать к столешнице, например. Слишком малая наносит вред здоровью инвалида, ведь седалищные бугры будут подвергаться избыточному давлению. Не говоря о том, что сидеть в такой коляске будет попросту некомфортно.
Для верного замера стоит узнать длину согнутой в коленном суставе ноги (от пятки или края каблука до нижнего края бедра), а потом прибавить к этому результату 5 см (зазор между полом и подножками). При использовании ортопедической подушки необходимо внести этот факт в расчеты, ведь ее толщина приподнимает человека в кресле.
Если высота сиденья будет больше, то при каждых дополненных 2,5 см следует увеличить пропорционально и расстояние между полом и подножками коляски. Очень маленькая высота может быть выровнена с помощью ортопедической подушки. Площадка, на которую пациент помещает ноги, не должна располагаться очень низко (не меньше 5 см от пола до основания), чтобы не травмировать и не спровоцировать падение человека.
Замеры без специальных инструментов: все в порядке, если под бедро человека в кресле можно без трудностей поместить 2/3 указательного пальца (это и есть 4-5 см).
Высота спинки кресла-коляски
Высота спинки подбирается с учетом физических возможностей человека. Он должен чувствовать комфортный упор и максимальную расслабленность, облокотившись спиной.
Для точного расчета надо попросить пациента сесть в кресло, вытянуть руки вперед, расположить их параллельно полу, а потом измерить получившееся расстояние от поверхности сиденья до подмышечной впадины. Из этого следует вычесть 10. Финальный результат – минимальная высота спинки кресла-коляски. Максимальная высота зависит только от рекомендаций доктора и пожеланий самого человека. Кому-то удобнее до уровня плеч, а другому – до головы.
Высота подлокотников у кресла-коляски
Очень низкая высота подлокотников искривляет спину человеку, вынужденно меняет позу на дискомфортную, делает его сутулым, да еще и негативно влияет на возможность вдыхать полной грудью.
Слишком высокие подлокотники тоже не доставляют удовольствия.
Чтобы рассчитать верную высоту, необходимо посадить человека в кресло, измерить расстояние от основания локтя до верхнего края сиденья, а потом добавить к этому 2,5 см. Это и есть норма, по уровню которой должны быть установлены подлокотники.
Выбор колес на кресло-коляску
Колеса также нужно выбирать основательно. Сейчас в продаже есть инвалидные коляски с двумя типами колес: цельнолитые и пневматические шины.
Первый вариант вполне подойдет для пациентов, ведущих затворнический образ жизни, нечасто выходящих на улицу. Цельнолитые шины отличаются хорошей прочностью, они стойкие к износу, никакого особенного ухода не требуют. Много шансов, что они прослужат долгие годы и не потребуется замена.
Второй вариант предназначен для кресел-колясок активного типа, да и для всех, кто любит проводить много времени на улице, на природе, часто выезжать на коляске из дома. У пневматических шин прекрасная амортизация, что важно при имеющихся проблемах с неровностями дорог. Ухаживать за такими шинами придется внимательнее, делать это следует чаще. Их нужно иногда подкачивать, чаще мыть и вовремя заменять, если произошла какая-то неполадка.
Рама и вес кресла-коляски
У множества инвалидных кресел-колясок металлическая рама. От нее зависит и грузоподъемность коляски, и ее вес. Если в характеристиках коляски указано, что она имеет повышенную грузоподъемность, то она и сама весит больше, и рама ее усилена.
Если хочется купить коляску с облегченным каркасом из алюминиевого сплава, то это разумное решение. Чем меньше весит транспортное средство, тем проще человеку в кресле или его сопровождающему при совершении различных манипуляций при передвижении. Облегченные модели, как правило, дороже обходятся покупателям.
Если планируется частая транспортировка инвалидного кресла в автомобиле, то придется выбрать модель со складной рамой.
Подножки кресла-коляски
Существуют такие виды подножек, как:
- Несъемные подножки. Они, по сути, встроены в каркас коляски. Единственное, что предлагают производители, так это возможность поменять их длину.
- Съемные подножки. Они откидываются, что упрощает размещение человека на сиденье. Некоторые подножки вовсе снимаются с конструкции за ненадобностью (для пациентов с ампутированными конечностями, например). Нужно понимать, что при снятии подножки размеры коляски уменьшаются, а значит перевозить ее так гораздо проще.
- Подножки с мягкими ортопедическими упорами. У таких моделей возможно настроить под пациента даже угол наклона, к примеру, придать ему горизонтальное положение. Людям с гипсом эта функция будет очень полезна.
Удобные подножки выбираются для комфорта пациента с учетом его потребностей и анамнеза.
Часто задаваемые вопросы о кресле-коляске
- Что лучше — прогулочная или комнатная кресло-коляска? Или универсальная?
Лучше приобрести обе: для прогулок на свежем воздухе и для домашнего удобства. Универсальная доставляет много проблем: придется ее постоянно мыть, она не будет подходить по габаритам и т.д. Выберите прогулочную кресло-коляску для слякотной осени, снежной зимы, тающей весны, чтобы не приходилось постоянно протирать колеса и мыть каркас для передвижения по квартире. А также купите комнатную кресло-коляску, чтобы не лишать себя возможности передвигаться по дому.
Нужно помнить, что уличная коляска должна быть шире, чем комнатная. Это связано с количеством одежды на человеке и вытекающими из этого объемами его в коляске. Кроме того, колесная база у комнатной коляски более узкая, а колеса меньше.
- В чем необходимость амортизаторов?
Они нужны для плавного хода коляски. Некоторые люди очень чувствительны, им противопоказана тряска по неровным дорогам, которая отзывается болью по всему организму. В той местности точно не помешает наличие у коляски амортизаторов.
- Как быть с дополнительным оборудованием, к примеру, ИВЛ?
Некоторые европейские бренды создают под заказ полки с крепежом для аппарата ИВЛ, в отличие от китайских компаний-производителей. При прогрессирующем заболевании лучше доплатить и приобрести такую полку, предупредив об этом менеджера во время заказа.
Подбирать кресло-коляску нужно только после консультации лечащего доктора. Следует согласовывать выбор с будущим владельцем средства передвижения, покупать то, что ему покажется комфортным и приятным.
Имеются противопоказания, необходимо ознакомиться с инструкцией по применению или проконсультироваться со специалистом.
Используемые источники
- Курдыбайло С. Ф. Кресла-коляски с функцией вертикализации //Адаптивная физическая культура. – 2014. – №. 1. – С. 41-48.
- Deyo-Obler L. Реабилитация и терапия. Кресло-коляска для инвалидов Рифтон и позиционирование таза.
- Наберушкина Э. К. Перспективы создания доступной среды //Вестник Саратовского государственного технического университета. – 2012. – Т. 1. – №. 1. – С. 205-208.