05 декабря 2023
Медицинская мебель

Упражнения для инвалидов: как, зачем и для чего

О чем речь? Упражнения для инвалидов – не только специально разработанный комплекс для физических нагрузок и реабилитации, но и психологическая помощь, необходимая человеку с ограниченными возможностями.

Как влияет? Физические упражнения для инвалидов необходимы, ведь это – главное средство против осложнений, таких как пролежни и пневмония.

В этой статье:

  1. Влияние физических упражнений на качество жизни инвалидов
  2. Упражнения для инвалидов-колясочников
  3. Упражнения для детей инвалидов
  4. Упражнения для лежачих инвалидов
  5. Часто задаваемые вопросы об упражнениях для инвалидов

Влияние физических упражнений на качество жизни инвалидов

Реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья стали уделять много внимания. Проблема затрагивает не только социальную и медицинскую сферы, но и прилегающие к ним аспекты: психологические, физические, профессиональные, финансовые и прочие.

С точки зрения медицины и физиологии реабилитация человека с заболеванием — это восстановление его жизнедеятельности. В этом направлении используются разные методы комплексного восстановления нарушенных функций организма. Если они не подлежат восстановлению, то действия направлены на развитие компенсации и их замещения.

С психологической точки зрения реабилитация происходит в сфере душевного состояния пациента. У него формируется позитивное отношение к методам лечения, рекомендациям врачей и выполнению действий по восстановлению.

В профессиональном аспекте реабилитация направлена на обучение пациента работе, которая ему по силам. Также у инвалида формируются навыки ориентации в новых для него сферах деятельности.

ТОП-3 полезных материала, которые помогут в уходе за лежачим больным

Мы подготовили полезные фишки, о которых знают только 10% людей, осуществляющих уход за лежачими больными. Выполняйте эти простые правила, чтобы упростить уход и сэкономить до 50 000 в месяц!

pdf
Пошаговое руководство как получить полную компенсацию за покупку средств реабилитации для инвалида
pdf
Эти 5 пунктов помогут избавиться от пролежней раз и навсегда
word
Полный чек-лист по уходу за лежачими, об этом не рассказывают врачи!
DOC 1,7 mb PDF 2,5 mb
Уже скачали 2751 человек

Социально-экономическое направление реабилитации — это способ финансовой поддержки инвалидов и обеспечение их социальной полноценности.

В общем, можно сказать, что процесс восстановления человека с ограниченными возможностями здоровья содержит много составляющих. Помощь проводится комплексно; все способы реабилитации — медицинская, трудовая, социальная и прочие — плотно взаимодействуют друг с другом. Только так процесс восстановления здоровья и интеграции в общественную жизнь пройдет успешно.

Влияние физических упражнений на качество жизни инвалидов

Одним из важнейших направлений является физическая реабилитация. Проводится системный подход по восстановлению или замещению физических и интеллектуальных возможностей человека. Помимо этого, укрепляется здоровье, улучшаются мышечные показатели, улучшается психологическое состояние. При таком подходе разрабатывается комплекс мероприятий физической активности, спортивных упражнений. Кроме упражнений для инвалидов, проводятся такие процедуры, как массаж, фтизиатрия.

Особенным фактором является физическая культура. Этот метод реабилитации развивает двигательную систему, увеличивает работоспособность, восстанавливает энергию. Помимо этого, она восполняет пробелы в общении, повышает эмоциональный фон; занятия спортом способствуют самореализации человека с инвалидностью.

Код товара: 013146
В наличии
Самовывоз: сегодня
В рассрочку от 5000/мес
180 600
Код товара: 013265
В наличии
Самовывоз: сегодня
В рассрочку от 5000/мес
138 000

Для того чтобы люди с ограниченными возможностями здоровья восстанавливали физические ресурсы и здоровье, используется такое направление, как адаптивная двигательная рекреация. Кроме поддержания формы, она воспитывает силу духа и оптимизм. Также у двигательной рекреации имеется несколько целей:

  • поддерживать гармонию в физическом и функциональном развитии;
  • развивать двигательные способности;
  • расширять кругозор в области физической культуры;
  • совершенствовать и развивать базовые навыки движений;
  • поддерживать жизнелюбие и оптимизм;
  • стимулировать творчество;
  • прививать навыки систематической двигательной активности;
  • развивать эстетический вкус к физической культуре;
  • вырабатывать позитивное отношение к двигательной активности;
  • закалять организм и закреплять навыки гигиены;
  • давать возможность вести активный образ жизни.

Адаптивная физкультура не только оздоравливает организм инвалидов, но и улучшает спортивную форму и психическое состояние. Это, в свою очередь, помогает людям с инвалидностью успешно интегрироваться в социум.

С помощью адаптивной физической рекреации пациенты начинают принимать тот факт, что их заболевание не обязывает сидеть на месте дома. Каким бы печальным ни был сам факт инвалидности, но это не повод терять вкус к жизни. Занятия физкультурой помогают активно реабилитироваться как социально, так и психологически.

Упражнения для инвалидов-колясочников

Люди начинают осознавать уровень своих реальных способностей и возможностей, а следовательно, становятся более уверены в себе. Они могут принимать участие в различных спортивных мероприятиях, чем поднимают уровень уважения к самому себе. Физическая культура учит инвалидов быть более самостоятельными. Пациенты становятся более закаленными, получают позитивные эмоции и преодолевают разные психологические барьеры.

Упражнения для инвалидов-колясочников

Приведем некоторые упражнения в домашних условиях.

  1. Шея. Разогреем и растянем её мышцы. Делаем повороты головы вправо-влево, 10 раз. Затем наклоняем голову поочередно к левому и правому плечу — 10 раз, вперед и назад — тоже 10 раз. В конце делаем полукруг головой в одну и другую сторону по пять раз. Если голова закружится, делайте меньше подходов или вовсе их прекратите. Все движения нужно выполнять плавно, без рывков.
  2. Руки. Сначала вращаем кисти, затем предплечья, и, наконец, делаем вращения полностью всей рукой. Когда руки находятся внизу, можно добавить вращения плечами.
  3. Пальцы. Переплетаем их, выворачиваем сплетение и тянем вывернутые руки наверх.
  4. Руки за спиной. Сидя в коляске, по возможности ложимся грудью на колени. Сцепляем руки за спиной и поднимаем их максимально высоко — 5-6 раз.
  5. Наклоны. Из положения сидя наклоняемся грудью на колени, руки сцеплены за спиной. При каждом наклоне тянем тело вперед. По возможности задержитесь в таком положении на 3–5 секунд.
  6. Руки за спиной. Правую руку согнуть, завести ее сверху и опускать вдоль спины как можно ниже. Одновременно с этим левую руку завести снизу спины и тянуть ее максимально высоко. Попытаться соединить руки за спиной; при должной тренировке их можно будет сцепить в замок. Затем меняем руки — левая заводится сверху, правая снизу. Делаем 6–8 подходов.
  7. Растяжка верхней части спины. Руки лежат на колесе, плечи опускаем по очереди вниз. Одновременно с плечом наклоняем голову в противоположную сторону.
  8. Упражнение с нагрузкой. Двумя руками берем небольшие гантели, килограмма по полтора–два. Опускаем их между коленей так, чтобы большие пальцы смотрели вниз. Затем руки по диагонали разводим в стороны, чтобы поднять гантели до уровня плеч.

Упражнения для детей-инвалидов

Такие тренировки в игровой форме подойдут больным детским церебральным параличом.

Игры с руками

Допустим, помощник тянет свою руку ребенку и говорит: «Давай поздороваемся». Но детская рука отодвигается назад или в сторону. Значит, нужно начать работать конкретно с этого движения.

Четкое руководство поможет ребенку сосредоточиться на своих движениях и ощущениях, он сможет их осознать. Говорим: «Давай поиграем с твоей рукой, она хочет порезвиться. Она ушла наверх, напряглась, стала твердая и сильная. Вот и удержи руку наверху и сделай еще сильнее.

Я буду считать до трех. На счет три ты очень сильно постараешься удержать ее на месте и сделать еще сильнее. Теперь пусть рука расслабится, отдохнет. Сейчас она стала расслабленная, мягкая, тяжелая».

Выполняя упражнение, нужно обязательно считать. Тогда ребенок понимает, когда нужно начинать напрягаться, когда завершать этот процесс и переходить к следующему — отдыху. Помощник может трогать руку, но не делать за ребенка упражнение. Прикосновение означает «Я с тобой», благодаря этому больной может сосредоточиться на процессах, которые происходят с рукой.

Повышенный тонус мышц приводит к непроизвольным движениям, или гиперкинезу. Но гипертонус не может продолжаться все время, тем более при усилении движения. Поэтому после завершения упражнения на счет три — рука расслабляется. Благодаря таким физическим упражнениям для инвалидов у детей появляется опыт самостоятельного осознанного напряжения руки и ее последующего расслабления.

Действие нужно повторить еще два раза. Чтобы рука лучше расслабилась, можно ее аккуратно потрясти. Помощник осторожно держит локоть ребенка левой рукой, а правой при этом держит за пальцы и легонько потряхивает. Приподнять руки можно максимум на 7–10 см от поверхности, где лежит пациент.

Упражнения для инвалидов-колясочников

При любой работе с телом важным условием являются активные участие ребенка, насколько он включен в работу, ощущает и осознает то, что происходит с его телом. Это очень важный момент.

Продолжаем манипуляции по часовой стрелке, работаем теперь с левой рукой. «А чего желает эта рука?» Если ребенок предложит какое-то движение, то начинаем с него. Далее повторяем все действия — напрягаем левую руку, потряхиваем ее и расслабляем.

Игры с ногами

Начинаем упражнения для ног для детей-инвалидов в зависимости от индивидуальных потребностей тела пациента. Действия те же, что с руками. На каждое действие ведем счет до 3–5 раз, выполняем их трижды. После того как сделаны упражнения на напряжение, ноги аккуратно потряхиваем. Для этого берем ногу ребенка под коленом левой рукой, а правой держим пальцы ноги, которую нужно поднять на 7–10 см над поверхностью и аккуратно потрясти.

Следующее упражнение способствует закреплению опыта ребенка отличать напряжение и расслабление.

«Крепкие ножки». Помощник встает на колени возле ног ребенка. Нужно выпрямить и приподнять ножки ребенка, насколько это возможно. Одной рукой держим колени, чтобы ноги не сгибались. Другая рука держит стопу, а живот упирается в ноги ребенка. Понемногу наклоняемся вперед, ноги ребенка при этом служат опорой, создается искусственное напряжение. Ведем счет до пяти. Затем помогаем снять напряжение ног, потряхиваем их.

Игры с головой и шеей

Аккуратно заводим руки под голову ребенка, складываем их лодочкой и держим её. «Я буду качать твою голову, как в лодочке» — мягко тянем шею на себя. Движения медленные и аккуратные, делаем упражнение от трех до пяти раз.

Упражнения для инвалидов-колясочников

«Сейчас поиграем с головой. Я поверну ее направо, а ты удержи ее в этом положении». Осторожно повернем голову в правую сторону, мягко удержим ее в этом положении, рука при этом лежит на щеке возле уха. Ведем счет до 3–5 раз. «А сейчас голова лежит прямо, и я ее опять покачаю». Мягко качаем голову ребенка. Затем повторяем манипуляции, повернув голову налево. Удерживаем ее, считая до 3–5 раз. Снова покачиваем в прямом положении. Повторяем упражнение по три раза в каждую сторону.

Таким же образом делаем наклоны головы вперед-назад. Главное в этом упражнении — чтобы пациент фиксировал нужное положение до конца счета. Помощник слегка придерживает, оказывает небольшую помощь в фиксации головы, помогает ее поворачивать. Но такая помощь оказывается только на первых порах, когда ребенок только начинает работу по взаимодействию со своим телом.

Упражнения для лежачих инвалидов

 У таких пациентов наиболее часто встречаются следующие осложнения:

  • пролежни;
  • застойная пневмония лежачих больных;
  • мышечная атрофия и контрактуры.

Поэтому очень важно при уходе за лежачими больными способствовать их двигательной активности. Это может быть как простая смена положения тела, так и лечебная гимнастика, которая ему по силам. Такие действия помогут восстановить двигательные функции, мышечный тонус и приостановить мышечные контрактуры.

Приведенные далее упражнения для инвалидов делают, лежа на спине, с жестким валиком под головой. Каждое движение повторяется по 3–5 раз.

Упражнения для шеи.

  1. Отвести голову, напрягая, назад. На вдох давить затылком на поверхность, на выдох — голову вперед, подбородок к груди.
  2. Наклонять шею в стороны, к плечу. Наклон влево — вдох, начинаем наклон вправо — выдох.
  3. Поворот головы в стороны. На вдох повернуть голову налево, задержать на две секунды. Начало поворота направо — выдох, задержать на две секунды.

Упражнения для позвоночника.

  1. Выгибания спины. На вдохе выгнуть спину, грудь расширяется и тянется к подбородку. На выдохе спину согнуть, руки тянутся вниз к ногам.
  2. Боковые сгибания. Левое плечо тянется к левому бедру — вдох. Правое плечо тянется к правому бедру — выдох.
  3. Скручивания. Ноги согнуты в коленях. Наклон коленей влево — плечи и голова поворачиваются слегка направо, сделать вдох. Затем скрутить тело в другую сторону — выдох.
Упражнения для лежачих инвалидов

Упражнения для ног — делаются каждой ногой как вместе, так и по отдельности.

  1. Стопы — согнуть на себя, разогнуть от себя.
  2. Вращать стопами — сначала в одну сторону, затем в другую.
  3. Ноги согнуть в коленях. Подтягиваем стопы к бедрам, скользя по поверхности, затем вытягиваем обратно. Согнуть ноги — вдох, разогнуть — выдох. При выполнении упражнения нужно учитывать свое состояние. Вначале сгибания могут быть совсем слабыми, затем по мере тренировок амплитуда движений будет увеличиваться.

Упражнения для рук — делать также можно обеими руками либо каждой по отдельности.

  1. Сжать кисти в кулак. На вдох раскрыть ладони и растянуть пальцы, на выдох снова согнуть. Сжимать и разжимать с напряжением.
  2. Вращать кистями по очереди в разные стороны. Руки можно удерживать на локтях.
  3. Поставить руки на локти. Медленно, напрягаясь, разогнуть руки вдоль тела — вдох. Согнуть, также с напряжением, — выдох.

Упражнения для плечевых суставов.

  1. Медленно, с напряжением, поднять руки за голову, задержать на две секунды — вдох. Также медленно опустить вдоль тела — выдох.

Чтобы предупредить появление застойной пневмонии, необходимо выполнять упражнения не только на мышечный тонус и подвижность суставов, но и на дыхание.

Если лечащий врач или врач-реабилитолог назначил упражнения лечебной физкультуры, то их проведение можно включить в обязанности сиделки.

У лежачих больных с ограниченными двигательными возможностями есть высокая вероятность образования пролежней. Для их профилактики важно не только выполнять физические упражнения, но и приобрести медицинскую кровать. В комплекте с ней используются специальные матрасы, а также оборудование, которое позволяет смещать тазовый отсек вперед и назад.

Упражнения для лежачих инвалидов

Существуют также кровати с опцией кардиокресла, у которых изголовье поднимается, а ножной отсек опускается. С помощью этой функции лежачий пациент может принимать сидячее положение с согнутыми в коленях ногами.

Благодаря кардиокреслу лежачий образ жизни не так пагубно влияет на сердечно-сосудистую и дыхательную системы человека. Если такой пациент находится в сидячем положении хотя бы полчаса в день, то это значительно уменьшает риски серьезных осложнений для его здоровья.

Среди прочих плюсов такого положения можно отметить предупреждение пневмонии лежачих больных, повышается тонус сосудов, улучшается работа сердца.

Часто задаваемые вопросы об упражнениях для инвалидов

Спорт для инвалидов — в чем его польза?

Спортивные занятия, как и физическая культура, помогают инвалидам интегрироваться в социум. Спорт стимулирует восстановление здоровья и способствует установлению контактов с окружающим миром. В общем и целом, физические занятия и спорт облегчают вливание инвалидов в общество, людей с ограниченными возможностями начинают воспринимать на равных.

Читайте также!

Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида

Подробнее

Какими физическими упражнениями инвалидам нельзя заниматься?

Некоторые физические нагрузки могут навредить людям с ограниченными возможностями. Чтобы этого избежать, не рекомендовано выполнять анаэробные упражнения, которые делаются максимально быстро и с большой статической нагрузкой. Также нельзя совершать маховые движения с максимальной амплитудой. Если соблюдать эти несложные рекомендации, то будет достигнут наибольший оздоровительный эффект.

Упражнения для инвалидов-колясочников в домашних условиях — какие есть особенности?

Все физические упражнения нужно выполнять осторожно, плавно, без резких движений. Перед занятиями необходима консультация специалиста.

Чтобы реабилитация инвалидов проходила максимально эффективно и состояние здоровья улучшилось, нужно заниматься физической культурой и выбрать подходящий вид спорта. Посильная физическая нагрузка увеличит функциональные возможности, укрепит тело и дух. С помощью адаптивной физкультуры можно преодолеть не только физические, но и психологические недуги.

Люди с ограниченными возможностями, которые занимаются физкультурой, получают активный отдых, общение, уверенность в себе и своих силах, множество разных положительных эмоций. Многие люди с инвалидностью благодаря спорту находят цель в жизни и свое призвание.

Используемые источники

  • Тузов И. Н. Плавание как форма корригирующего упражнения для инвалидов дошкольников с дцп //Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. – 2016. – №. 1. – С. 94-99.
  • Гросс Н. А., Шарова Т. Л., Молоканов А. В. Влияние активных физических упражнений на развитие двигательных навыков детей-инвалидов //Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2021. – №. 3 (193). – С. 86-93.
  • Махов А. С. Оценка эффективности формирования мотиваций к занятиям физическими упражнениями и спортом у людей с инвалидностью //Вестник спортивной науки. – 2012. – №. 3. – С. 52-56..
Оцените статью
Рейтинг: 5.00
(голосов: 1)